Самоопределение и профессиональная ориентация
Федеральный проект "ПроекКТОриЯ"
Федеральный проект "Шоу профессий"
Федеральный проект "Билет в будущее"
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова? Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.
Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
-
профессиональная информация
-
профессиональное воспитание
-
профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений…
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.
Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.
Что делается в школе по профориентации учащихся?
-
Формирование положительного отношения к труду
-
Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии ы училища города)
-
Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов
-
Выявление структуры интересов и склонностей учащихся
-
Проведение профконсультаций школьников
-
Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям
-
Проведение экскурсий на предприятия, в организации
Диагностика по самоопределению
«Карта интересов» — тестирование Вашей профориентации
Вакансии центра занятости г. Иркутска
Временное трудоустройство несовершеннолетних
Интерактивный портал Министерства труда и занятости
ОГКУ ЦЗН города Иркутска
Куда пойти учиться
Международное информационное агентство «Россия сегодня» реализует специальный проект «Навигатор абитуриента» (https://ria./abitura), направленный на оказание информационной поддержки школьникам в выборе профессии и образовательных учреждений (колледжи, вузы)