Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
68 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68 г.Иркутск, 12 Советский переулок, д.4

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних



По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет. 

Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) — т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.

Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.

Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и жизненные ориентиры детей резко меняются.

При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.

Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

  • крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
  • агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
  • безразличие взрослых к проблемам подростка;
  • развод родителей;
  • появление в доме отчима или мачехи;
  • чрезмерная опека, вызывающая раздражение

К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско-родительских отношениях относятся следующие:

  • отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
  • позиция уклонения: эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
  • позиция доминирования по отношению к детям: для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.
  • отвергающе-принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

С целью недопущения пропусков занятий учащимися без уважительных причин и самовольных уходов из дома классный руководитель или социальный педагог ежедневно регистрирует информацию об отсутствующих школьниках. В случае отсутствия несовершеннолетнего в учреждении в течение одного дня незамедлительно устанавливают причины отсутствия. В случае установления факта самовольного ухода из семьи, безвестного отсутствия несовершеннолетнего администрация школы оказывает содействие родителям (законным представителям) в передаче заявления (сообщения) о происшествии в полицию.

Основные формы работы с родителями составляют выступления специалистов на родительских собраниях.

Основная цель: научить родителей быть родителями-воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.

Способы действия по предупреждению самовольных уходов детей из дома:

  • располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
  • не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
  • обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
  • планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

  1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю; обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
  2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
  3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

 

С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:

  • изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;
  • посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;
  • посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
  • вовлечение подростков в общественно — значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.

Результатами развивающей и профилактической работы являются:

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • решение актуальных проблем развития.

Памятка для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

  1. Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости из школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;
  2. Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел из школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.
  3. Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.
  4. Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?
  5. Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…
  6. Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции, учитывая его желания! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.
  7. Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.
  8. Никогда не бейте своего ребенка! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

Родители обязаны:

  1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.
  2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов.
  3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны.
  4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
  5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
  • безопасность на дороге;
  • что необходимо делать, если возник пожар;
  • безопасность в лесу, на воде;
  • безопасность при террористических актах;
  • общение с незнакомыми людьми и т.п.

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

  1. обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
  2. уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
  3. обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».

ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

 педагогических работников по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей МАОУ СОШ №2 им. Ю.А. Гагарина

1.Действия педагогических работников, направленные на профилактику самовольных уходов.

1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательного учреждения, их безвестного отсутствия.

1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.

1.3. Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими  школу по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.

1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.

1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в КДН администрации о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.

2.Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска.

2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи или школы педагог незамедлительно информирует руководителя учреждения и заместителя по учебно-воспитательной работе.

3.Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.

3.1. По каждому факту самовольного ухода учащегося проводят педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты педагогического расследования.

3.2. В течение 7 рабочих дней направляют в управление образованием, КДН заключение по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по его реабилитации и предупреждению повторного самовольного ухода.

3.3. Классный руководитель осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей. 

 Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего.

1.1.  Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.

1.2. В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя образовательного учреждения.

1.3. Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода  по телефону сообщает в дежурную часть отдела МВД по Успенскому району, после чего лично обращается с письменным заявлением.

Справочная информация.

При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода,  принятые меры по его розыску и их результаты, обстоятельства и возможные причины ухода.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.

1.2. Руководитель школы незамедлительно информирует управление образованием о самовольном уходе учащегося.

1.3. Руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.

1.4.  При установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь.

1.5. По каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование.

1.6. При необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу  несовершеннолетнего.

1.7. Вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании Совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутришкольный контроль (учет), либо о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

1.8. При повторном уходе несовершеннолетнего из семьи, школы, следует проинформировать врача-психиатра учреждения здравоохранения.

1.9. Образовательное учреждение, ежемесячно, представляет в управление образованием информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер.